Тетрис - это видео игра паззл, которую изначально придумал и разработал Алексей Леонидович Пажитнов в июне 1985 года, пока он работал в ВЦ Академии наук СССР в Москве. Имя игры получено с помощью греческого префикса “тетра-”, так как все фигурки игры (известные как тетрамино) состоят из 4-х сегментов, и тенниса - любимого вида спорта Пажитнова.
Тетрис был вовлечен во многие судебные битвы. В июне 1985 Алексей Пажитнов создал тетрис на Электронике-60, работая с Дмитрием Павловским, и Вадим Герасимов портировал игру на IBM PC.
С тех пор PC-версия игры начала становиться популярной и распространяться по всей Москве. Эта версия доступна на сайте: первый тетрис.
Через некоторое время игра распространилась в Будапешт в Венгрию, где была портирована на различные платформы и была “изобретена” английской софтовой компанией Andromeda. Они попытались связаться с Пажитновым, чтобы защитить права на PC-версию, но перед тем как сделка была надежно обговорена, они уже успели продать права компании Spectrum HoloByte. После провала сделки с Пажитновым, Andromeda попыталась лицензировать тетрис у венгерских программистов.
В это время, до того как какие-то права были законно получены, IBM PC-версия тетриса от Spectrum HoloByte была выпущена в США в 1986. Популярность игры была ошеломительная и многие игроки сразу же подсели - это был блокбастер игр с такими отзывами в Computer Gaming World: “обманчиво простой и коварно вызывающий привыкание”.
Подробности проблем с лицензией были неясны на тот момент, но в 1987 году Andromeda сумела получить авторское право и право лицензировать версии тетриса для IBM PC и других домашних компьютерных систем.
Для Amiga и Atari ST появились 2 разные версии от Spectrum HoloByte and Mirrorsoft. У Mirrorsoft не было фоновой картинки, а у Holobyte на каждый уровень была картинка русской тематики. Версия для Apple II от Spectrum состояла из 3-х дискет с 3-мя версиями игры: для Apple II+, для Apple IIe и для Apple IIgs. Ни одна из дискет не была защищена от копирования, но в документации было особо описано требование к покупателю никому не давать игру и не делать копии дискет.
В 1988 советское правительство очнулось и начало качать права на тетрис через организацию Электроноргтехника (Элорг). Пажитнов передал свои права на игру правительству, через ВЦ, где работал 10 лет. К этому времени Элорг еще не получила никаких денег от Andromeda, хотя та в свою очередь лицензировала игру другим компаниям, хотя не имела права этого делать.
В 1989, 6 разных компаний заявили о правах создавать и распространять тетрис для домашних компьютеров, приставок и наладонников. Элорг тем временем продолжал утверждать, что ни одна из них не имеет на это прав подписал контракт о передаче своих прав на тетрис с Atari Games, которая в свою очередь передала права на распространение вне Японии и для наладонников компании Nintendo.
Tengen (приставочное подразделение Atari Games), невзирая ни на что, выпустило свою версию тетриса под названием TETЯIS, игнорируя лицензию Nintendo от Элорга.
Nintendo заявили, что Atari Games украли права на тетрис, а Atari Games уверяли, что права принадлежат им. Через 4 недели суд постановил, что Nintendo имеет права на тетрис для домашних компьютерных систем и игруу TETЯIS сняли с продаж.
Nintendo выпустили свою версию тетриса для NES и Game Boy и продали более 3 миллионов копий. Некоторые игроки сочли NES-версию более отстойной, потому что в ней не было одновременной игры 2-х игроков, как в версии от Tengen. Но версия для Game Boy стала одной из самых известных версий тетриса. Судебные разбирательства между Tengen и Nintendo насчет версии для NES продлились до 1993.
Sega тоже выпустила тетрис для Mega Drive, но последующий судебный процесс быстро отозвал игру.
Сам Пажитнов получил очень мало от сделки, хотя Nintendo сильно подзаработала на игре. В 1996-м, когда истекли русские ограничения прав, он вместе с Henk Rogers организует The Tetris Company и Blue Planet Software, чтобы получить права на брэнд “Тетрис”. Они достигли успеха на приставках, но не на PC. The Tetris Company (TTC) сумела защитить регистрацию торговой марки “Тетрис” в нескольких странах и лицензировали брэнд нескольким конторам, но суды ничего не решили насчет легальности игр с тетрамино, которые выпускались не под названием “Тетрис”. Blue Planet затем была куплена компанией JAMDAT Mobile, которую затем купила Electronic Arts.
В 1997 и середине 2006 адвокат TTC послал письма сайтам, которые неправильно использовали торговую марку “Тетрис” в отношении самопальных игр тетрамино.